[image: image1.png]


                                                                             Международный Фонд защиты                                                                                                                                    

                                                                 свободы слова «Адил соз»
Мониторинг

нарушений свободы слова в Казахстане

в ноябре 2013 года
В  ноябре 2013 года мониторинг нарушений свободы слова фонда «Адил соз» зафиксировал 83 сообщения. Среди них:

- Вступил в законную силу приговор, вынесенный в отношении исполнителей покушения на журналиста Лукпана Ахмедьярова;

- В суде Атобе начались слушания по делу о нападении на журналиста Игоря Ларру;

- Руководитель интернет-проекта  Insidermen Валерий Сурганов подозревается в клевете в отношении судьи;

- Верховный суд отказал в возбуждении надзорного производства по пересмотру решения суда о закрытии «единого» СМИ «Республика»;

- За нарушение закона «О языках в Республике Казахстан» электронные СМИ могут лишиться лицензии.
Всего с начала года СМИ и гражданам в связи с осуществлением права на свободу выражения, получения и распространения информации предъявлены 71 претензия и иски о защите чести, достоинства и деловой репутации на сумму 2 млрд. 471 млн. 415 тыс. 102 тенге; 14 обвинений в клевете и оскорблении. 
Оглавление

I. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ
2
1.  Покушение на убийство журналиста
2
2. Угрозы в отношении журналистов и граждан в связи с осуществлением ими права на свободу слова
2
3.  Нападение на журналиста
3
4. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов
3
5. Необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления 
общественно значимой информации
4
6. Необоснованные ограничения в получении общественно значимой информации
6
7. Необоснованное задержание работника СМИ
7
8.  Нарушение принципа гласности судебного процесса
8
9. Необоснованное ограничение доступа к веб-сайтам
8
10. Незаконное требование платы за предоставление информации
9
II. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ 
СМИ И ГРАЖДАНАМ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ
9
1. Обвинение в клевете (ст. 129 УК РК) и оскорблении (ст. 130 УК РК)
9
2. Обвинение в клевете в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, эксперта, судебного пристава, судебного исполнителя (ст. 343 УК РК)
10
3. Судебное прекращение и приостановление деятельности СМИ
11
4. Обвинение в нарушении порядка объявления выходных данных 
(ст. 350 КоАП РК) и нарушении периодичности выпуска издания (ст. 342 КоАП РК)
12
5. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
вытекающие из публикации определенных сведений
13
6. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
вытекающие из публикации взглядов, мнений, оценочных суждений
15
7. Требование о защите права на  собственное изображение 
17
8. Обвинение в нарушении журналистской этики
17
III. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
18
1. Общественно-политические события, 
определяющие развитие ситуации со свободой слова
18
2. Действия и выступления должностных лиц, определяющие фактическое положение средств массовой информации и состояние свободы слова
21
3.  Изменения и проекты изменений действующего законодательства, 
24
определяющие правовое положение средств массовой информации 
24
4. Действия в защиту гражданских и профессиональных прав СМИ и журналистов
24
5. Требования и иски СМИ и журналистов о защите своих гражданских 
и профессиональных прав 
26
5.1. Требования о защите авторских прав
26
5.2. Требования о предоставлении информации
26



I. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ
1.  Покушение на убийство журналиста

Ноябрь, 07

Лукпан Ахмедьяров, «Уральская неделя» (г. Уральск)

Кассационная коллегия Западно-Казахстанского областного суда оставила без изменения приговор, вынесенный в отношении исполнителей покушения на убийство журналиста «Уральской недели» Лукпана Ахмедьярова. 

Таким образом, приговор Специализированного межрайонного суда по уголовным делам Западно-Казахстанской области вступил в законную силу. Виновные в покушении Асхат Тахамбетов приговорен к 15 годам лишения свободы, Мурсалим Султангереев - к 12 годам, Алмаз Батырхаиров и Манарбек Акбулатов - к 11 годам лишения свободы. 

Напомним, подсудимые обвинялись по двум статьям УК - покушение на убийство и участие в организованной преступной группе. Суд первой инстанции признал их виновными по первой статье и оправдал по статье 235 УК РК.   

2. Угрозы в отношении журналистов и граждан в связи с осуществлением ими права на свободу слова

Ноябрь, 08

Сергей Величко, житель Кордайского района Жамбылской области

4 ноября в газете «Мегаполис» была опубликована статья «Какая земля? Миллион плати за вред моральный» - о судебном процессе по иску зам. акима Жамбылской области Муратбая Жолдасбаева, поданному  в отношении жителя Кордайского района Сергея Величко за нелестные эпитеты, которыми последний охарактеризовал чиновника в своих письмах-жалобах высшему руководству страны. В материале также рассказывается о причинах, вынудивших сельчанина обращаться с жалобами. 

Как сообщает «Мегаполис», вскоре после выхода статьи С. Величко стали поступать угрозы. Неизвестные звонили на домашний телефон Сергея, говорили, что они якобы «от Муратбая, и что Сергея скоро «грохнут».

Ноябрь, 30 

«Молодежная газета» (г. Жезказган)

Журналисты «Молодежной газеты» (корреспондент и оператор) обратились к сотрудникам отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Жезказгана с вопросами, касающимся благоустройства ул. Муканова. Сотрудник ЖКХ, который не представился, обращался к журналистам на «ты», требовал, чтобы они «по-хорошему»  выключили  видеокамеру и угрожал, что если они не выполнят это требование, то он им «устроит». Как позже удалось выяснить у охранника, молодого человека зовут Дилаярд. 

Журналисты  написали заявление в правоохранительные органы по поводу высказанных угроз. 
3.  Нападение на журналиста

Ноябрь, 28

Игорь Ларра, «Свобода слова» (г. Актобе)

В суде № 2 г. Актобе начались слушания по делу о нападении на собственного корреспондента газеты «Свободы слова» Игоря Ларру, произошедшем  20 августа. В ту ночь на журналиста напали четверо неизвестных, оглушили монтировкой и стали бить. 

По факту нападения было возбуждено уголовное дело по ст. 178 ч. 2 УК РК - «Грабеж». В ходе розыскных мероприятий задержан подозреваемый — 27-летний житель Алги Мирболат Султанов, ранее судимый за аналогичное преступление. Он стал единственным обвиняемым в зале суда. Остальные участники нападения не установлены. 

В качестве потерпевшей стороны на суде выступает вдова Игоря - Наталья Ким (в конце сентября И. Ларра был доставлен в реанимацию с диагнозом «тотальный панкреонекроз». 14 октября журналист скончался).

В ходе первого заседания  Мирболат Султанов признал свою вину частично. Он не согласился с тем, что нападавшие избивали И. Ларру монтировкой. 

На заседании опрашивались эксперты и свидетель Виктор Шумский, от которого Игорь уходил, когда на него напали. Эксперт Уразымбетов показал в суде, что потерпевший получил травмы легкой степени, нанесенные тупыми предметами, не исключено, что били монтировкой. В то же время специалист считает, что травмы такого рода могли быть получены и при падении с высоты собственного роста.

Процесс отложен на 9 декабря.

4. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов
Ноябрь, 28

Марина Низовкина, Евгений Сергиенко, ТК «КТК» (г. Шымкент)

Корреспонденту телеканала «КТК» по Южно-Казахстанской области Марине Низовкиной и телеоператору Евгению Сергиенко запретили проводить съемку в аэропорту Шымкента. Съемочной группе необходимо было снять, как проходят регистрацию родственники погибшей в Москве женщины.  Охрана аэропорта дала понять, что с камерой журналисты могут стоять только на улице, а для проведения съемок нужно было написать заявление, в котором редакция должна уточнить, что конкретно журналисты хотят снять.  На диалог со съемочной группой руководство аэропорта никак не соглашалось - вся беседа проходила только через охрану. Журналисты так и не получили разрешения на съемку. 
Ноябрь, 28

СМИ г. Астаны

Журналистов, которые пришли 28 ноября, чтобы осветить процесс по надзорной жалобе «единого СМИ «Республика», на заседание долго не пускала охрана Верховного суда. Сначала судебный пристав, не назвавший свою фамилию, сказал, что это закрытое заседание и председательствующий судья возражает против присутствия СМИ и наблюдателей. Затем представители охраны и пресс-служба более часа согласовывали с председателем суда присутствие журналистов на заседании. СМИ впустили, когда заседание практически  закончилось.

5. Необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления 
общественно значимой информации

Ноябрь, 06

Валерия Босенок, «Новый вестник» (г. Караганда)

В редакцию еженедельника «Новый вестник» обратились с жалобой жители улицы Ангелиной г. Караганды, в домах которых из-за скачка электроэнергии сгорела бытовая техника. В своих бедах они винили поставщика - АО «Караганды Жарык» и требовали, чтобы эта компания возместила им ущерб за сгоревшую технику.  Журналист Валерия Босенок обратилась с письменным запросом к генеральному директору компании «Караганды Жарык» Нуржану Иманову, в котором попросила ответить на вопросы по этой ситуации. Однако господин Иманов отмолчался.

Ноябрь, 08

Александр Баранов, «Городская неделя» (г. Павлодар)

8 ноября корреспондент «Городской недели» Александр Баранов получил от начальника Департамента экологии по Павлодарской области Абдигани Атымтаева официальный ответ на свой запрос от 31 октября. Журналист просил предоставить данные о фактических объемах выбросов в атмосферу расположенных на территории области предприятий ENRC с 2007 по 2012 годы. Начальник департамента отказался сообщить запрашиваемую информацию, указав, что она является конфиденциальной и предоставляется только с разрешения респондентов (природопользователей). Тем самым, по мнению журналиста, государственный орган нарушил ратифицированную Казахстаном Орхускую конвенцию, обязывающую предоставлять гражданам всю общественно значимую экологическую информацию.
Ноябрь,16

Ирина Московка, «Время» (г. Караганда)

Собственный корреспондент республиканского еженедельника «Время» Ирина Московка готовила материал о том, что в центре Караганды между домами №№ 1 и 3 по улице Ленина неожиданно быстро снесли детскую площадку, вырубили более трех десятков деревьев и вырыли котлован для возведения четырехэтажного бизнес-центра. Жители окрестных домов обратились за помощью к корреспонденту «Времени». Ирина Московка обратилась к  акиму Караганды Мейраму Смагулову с запросом по сложившейся ситуации. Ответ журналист так и не получила.

Ноябрь, 18

Даурен Хаиргельдин, ТК «СТВ» (г. Павлодар)

В связи с обострившейся в последнее время в обществе дискуссии о целесообразности дальнейшего строительства промышленных объектов в Павлодаре и Павлодарской области корреспондент телеканала СТВ Даурен Хаиргельдин для подготовки новостного сюжета направил запрос в департамент экологии по Павлодарской области. Журналист запросил информацию о состоянии окружающей среды в регионе. Запрос был отписан сотруднику департамента Жомарту Каримову, однако никакого ответа тот так и не направил.

Ноябрь, 20

Юрий Гейст, «Диапазон» (г. Актобе) 

Корреспондент газеты «Диапазон» Юрий Гейст обратился к руководству Военного института сил воздушной обороны (ВИСВО) им. дважды Героя Советского Союза Т.Я. Бегельдинова по поводу ЧП: первокурсника учебного заведения столкнули с 4-го этажа. В ответ сотрудники ВИСВО сказали: «Дедовщины у нас нет. Ничего комментировать мы не будем. Вам дали информацию в военной прокуратуре». После чего бросили трубку.

Ноябрь, 22

Анна Уралова, «Новое время» (г. Павлодар)

22 ноября корреспондент газеты «Новое время» Анна Уралова связалась с начальником отдела образования города Павлодара Зауреш Мукановой и попросила ответить на вопросы по скандальной ситуации в школе № 24. Администрация школы в настоящее время судится с арендатором школьной столовой, из-за чего страдают школьники. Зауреш Муканова не захотела отвечать на вопросы по телефону и пригласила журналиста к себе в кабинет, а когда Анна Уралова приехала, общаться с ней отказалась, «потому что передумала».
Ноябрь, 26

Ольга Лихограй, «Наша Газета» (г. Костанай)

Корреспондент еженедельника «Наша Газета» Ольга Лихограй при подготовке статьи о причинах дефицита дизтоплива на автозаправочных станциях (АЗС) Костаная обратилась к руководителям сетей АЗС. 

Заместитель директора АЗС «Иволга» Сергей Белоцерковский  на вопросы журналиста ответил, что не хочет и не будет комментировать ситуацию с дефицитом дизтоплива, и положил трубку. Замдиректора по коммерции сети заправочных станций «Гелиос» Сергей Фрейлих также отказался от общения с журналистом, сославшись на должностные инструкции. Он посоветовал О. Лихограй обратиться в алматинский офис компании. В алматинском офисе «Гелиоса» журналиста попросили отправить вопросы в письменном виде по электронной почте.  До 4 декабря ответы так и не поступили. 
Ноябрь, 28

СМИ г. Актобе

Руководство частного детского садика «Гулден» в Актобе отказалось отвечать на вопросы журналистов по поводу жалоб родителей детей, которые ходят в этот садик. На пресс-конференции родители рассказали о том, что воспитатели этого учреждения бьют детей.

Ноябрь, 28

Елена Супрунова, «Мой город» (г. Усть-Каменогорск)

Корреспондент еженедельника «Мой город»  Елена Супрунова готовила публикацию о принудительной подписке бюджетников на периодику. Информационным поводом послужило письмо, пришедшее в редакцию, в котором учителя одной из школ города жаловались, что администрация школы принуждает их скинуться на подписку семи государственных газет (пять местных газет, а также «Казахстанская правда» и «Самопознание»). Редакция направила в адрес руководства отдела образования Усть-Каменогорска и управления образования Восточно-Казахстанской области (ВКО) запрос с вопросами по этому поводу. Письменный ответ из городского отдела образования пришел на следующий день. Из управления образования ВКО ответ не поступил.

Ноябрь, 29

«Диапазон» (г. Актобе)

Представители авиакомпании Air Astana в Актобе отказались ответить на вопросы редакции «Диапазон» о причинах задержки более чем на 6 часов рейса Актобе-Астана. По неофициальной информации причиной задержки стала птица, попавшая в турбину самолета. 

Ноябрь, 02

Роберт Келлер, «Криминальные новости» (г. Караганда)

По заданию редакции корреспондент еженедельной газеты «Криминальные новости» Роберт Келлер работал над материалом о детском суициде. Во время написания статьи журналисту необходимо было взять комментарий у известных карагандинских психологов. Роберт Келлер обратился к председателю общественного фонда «Кайсар» психологу Оксане Тарабукиной.

Женшина категорически отказалась общаться с журналистом, мотивируя тем, что, по ее мнению, в своих материалах Келлер излагает недостоверную и искаженную информацию, которая  впоследствии выкладывается на сайт и не лучшим образом сказывается на имидже психолога. Тарабукина в резкой форме выразила недовольство в адрес журналиста и потребовала, чтобы Роберт Келлер больше не смел  обращаться  к ней за комментариями, так как по отношению к нему она настроена очень негативно. 

6. Необоснованные ограничения в получении общественно значимой информации

Ноябрь, 05

Многие журналисты и интернет-пользователи сообщают, что 5 ноября им не удалось посмотреть заседание правительства, которое транслировалось онлайн на сайте премьер-министра Казахстана Primeminister.kz и государственном сайте Bnews.kz: как только премьер-министр Серик Ахметов начал критиковать работу вице-министров, трансляция прервалась. 

Сотрудница Мойынкумского районного акимата Жамбылской области Жадыра Майлыбаева рассказала корреспонденту радио Азаттык, что руководство обязало их смотреть онлайн-трансляцию, но по техническим проблемам это сделать было невозможно: «Мы пользуемся услугами «Казахтелекома». Или на самом деле не хватает мощности, или мы не умеем пользоваться, однако нам никогда не удается посмотреть трансляцию. Сайты открываются, однако сложно смотреть трансляцию». Об этом же говорят и интернет-пользователи. 

По словам интернет-специалистов, правительственные органы используют высокоскоростной Интернет, скорость онлайн-трансляции заседания правительства не соответствовала скорости Интернета, которой пользуется простое население.
Ноябрь, 13.

«Диапазон» (г. Актобе)

В СМИ прошла информация о том, что восемь жителей Темирского района Актюбинской области воюют в Сирии на стороне боевиков. С вопросами по этому поводу журналисты газеты «Диапазон» обратились в областной департамент внутренних дел. В ДВД Актюбинской области факт нахождения жителей области в Сирии подтвердили, но рассказывать какие-либо подробности отказались, сославшись на то, что «этим занимается ДКНБ». В департаменте КНБ области не захотели говорить с журналистами на эту тему.

Ноябрь, 21

Ольга Горай, «Наша Газета» (г. Костанай)

14 ноября корреспондент еженедельника «Наша Газета» Ольга Горай направила запрос о состоянии тротуаров в Костанае и. о. руководителя отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Руслану Сандыбаеву. В частности, журналиста интересовало, сколько в 2013 году было отремонтировано и создано тротуаров в городе, какое количество средств из бюджета потрачено и другое.

Полученный 20 ноября ответ журналист считает отпиской. Так, в ответе сообщается, что в 2013 году «средств на устройство тротуаров не выделялось. Устройство тротуаров производилось согласно проектно-сметной документации на улицах, где были проведены реконструкция и капитальный ремонт дорог». На остальные вопросы Сандыбаев не ответил.

Ноябрь, 22

СМИ г. Алматы

Журналисты Алматы, освещающие процесс по громкому «хоргосскому делу», отмечают, что в зале для СМИ следственного изолятора № 18, где проходят слушания, периодически возникают помехи в аудиодинамиках. По словам корреспондента «Каравана» Олега Губайдулина, «стоит кому-то из выступающих близко поднести микрофон к губам, как возникает гул. А если в этот момент кто-то из коллег-журналистов начнет чихать или разговаривать по телефону, то разобрать услышанное просто невозможно». Из-за этого в материалах допускаются неточности. 
Ноябрь, 30 

Интернет сайты госорганов Северо-Казахстанской области

Собкор фонда «Адил соз» сообщает о том, что многие госорганы Северо-Казахстанской области (СКО) не обновляют общественно значимую информацию на своих сайтах. Так, на сайтах управления архитектуры и градостроительства и управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог, к которому велик общественный интерес, самые свежие новости датированы октябрем. Управление сельского хозяйства СКО новости последний раз обновило в августе. 

Управления индустриально-инновационного развития Северо-Казахстанской области,  государственной инспекции труда, департамент КНБ по СКО вообще своих сайтов не имеют.

По словам журналистов, часто сайты госорганов, и без того неинформативные, подолгу находятся на техобслуживании. Так было в ноябре с сайтом управления по защите прав детей.

7. Необоснованное задержание работника СМИ

Ноябрь, 09

Артур Макашев, «Керек инфо» (г. Актобе)

9 ноября в Актобе корреспондент «Керек инфо» Артур Макашев был задержан полицейскими, когда освещал бунт родственников заключенных колонии УКА-168/2. Как пишет «Керек инфо», журналиста загнали в «газель» вместе с родными отбывающих наказание и доставили в изолятор временного содержания. А. Макашева продержали там до утра.  Полицейские требовали удалить все сделанные записи и не писать материал. Журналист требования стражей порядка не исполнил. 

Ноябрь, 20 

Андрей Цуканов, ТК 16/12 (г. Алматы)

Дсмитрий Шелоков, интернет-проект «Коз Ашу» (г. Алматы)

Андрей Свиридов,  bureau.kz (г. Алматы)

20 ноября с 10.30 до 11 часов у здания Алматинского городского суда полицейские задержали трех журналистов: корреспондента телеканала 16/12 Андрея Цуканова, корреспондента интернет-проекта «Коз Ашу» Дмитрия Щелокова и редактора сайта bureau.kz Андрея Свиридова, прибывших для освещения акции «За справедливость». Они делали снимки фасада здания суда и людей перед крыльцом.

Несмотря на то, что сотрудники СМИ предъявили журналистские удостоверения, их доставили Алмалинский РУВД, где удерживали в течение 2,5 часа. При этом полицейские не сообщили причины задержания и представиться отказались. Кроме того, стражи порядка стерли весь отснятый материал на аппаратуре Д. Щелокова, а у Свиридова пытались отнять фотокамеру. Спустя 2,5 часа журналистов отпустили, так и не объяснив, почему им препятствовали в выполнении профессиональных обязанностей.

По поводу случившегося журналисты обратились с жалобами в прокуратуру и в управление собственной безопасности ДВД г. Алматы.

8.  Нарушение принципа гласности судебного процесса

Ноябрь, 15

Динара Бекболаева, Ильжар Жунусканов, ТК «Отырар» (г. Шымкент)

Съемочная группа ТК «Отырар» - журналист Динара Бекболаева и телеоператор Ильдар Жунусканов приехали в специализированный межрайонный суд по уголовным делам Южно-Казахстанской области освещать судебный слушание по делу бизнесмена Камала Арипова. Судебные приставы отказывались пускать представителей СМИ на открытый судебный процесс без объяснения причин. Позже, когда заседание уже началось, председательствующий судья позволил журналистам проводить съемку.

Ноябрь, 29

СМИ Алматинской области

Как сообщила на своей странице в социальной сети Facebook журналист газеты «Время» Мадина Аимбетова, 29 ноября судья Илийского районного суда Алматинской области Зарякул Далабаева не пустила прессу на заседание по иску районного отдела образования к «приюту отца Софрония».

9. Необоснованное ограничение доступа к веб-сайтам

Ноябрь, 04

LifeJournal
C 4 ноября в Казахстане для пользователей вновь стала недоступна популярная блог-платформа   LifeJournal. Причины блокировки неизвестны. 

Ноябрь, 14

Радио Азаттык 

Сайты Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода», в том числе сайт радио  Азаттык, подверглись хакерской атаке. В связи с DDoS-атаками, начиная с 14 ноября, периодически происходили сбои в работе мультимедийной и информационной службы радиостанций. Работа сайтов была восстановлена только к 18 ноября.

Ноябрь, 25

www. egov.kz

23-25 ноября портал «Электронного правительства РК» подвергся DDоS-атаке. По информации АО «Национальные информационные технологии» (НИТ), происходили попытки внешнего вмешательства в работу портала. Специалистами НИТ совместно с Казахстанской службой реагирования на компьютерные инциденты были осуществлены мероприятия по локализации и блокированию атак. Персональным данным пользователей ничего не угрожает. С 26 ноября портал заработал в обычном режиме. Специалисты отметили, что подобная же атака произошла с 26 по 28 марта 2013 года. 

10. Незаконное требование платы за предоставление информации

Ноябрь, 04

Елена Плетнева, «Мой ГОРОД» (г. Уральск)

Корреспондент газеты «Мой ГОРОД» Елена Плетнева направила запрос в управление статистики Западно-Казахстанской области (ЗКО), чтобы получить данные по социальному статусу населения области. Журналист просила дать информацию о том, сколько людей в регионе платят налоги, а кто живет за счет налогоплательщиков. Специалист управления Агилаш Гильманова ответила, что ответы на вопросы они подготовят, но информация будет стоить от 255 тенге. Требование об оплате А. Гильманова объяснила так: «Сейчас везде услуги платные, нам тоже надо как-то выживать!». 

Ноябрь, 18

СМИ Западно-Казахстанской области

18 ноября Западно-Казахстанский филиал РГП «Казгидромет» разослал во все редакции Уральска уведомление о том, что для получения информации о погоде СМИ должны заключить договор с «Казгидрометом». Начальник областного РГП Д. Оралымбеков в своем письме редакторам СМИ сообщил, что возглавляемое им предприятие не является государственным органом и потому бесплатно распространять информацию не обязано. При это он сослался на ст.13 Закона «О конкуренции». 

II. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ 
СМИ И ГРАЖДАНАМ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ
1. Обвинение в клевете (ст. 129 УК РК) и оскорблении (ст. 130 УК РК)
Ноябрь, 01

Жанна Зуева, «Новая» (г. Степногорск, Акмолинская область)

В Степногорском городском суде рассматривается дело по обвинению корреспондента газеты «Новая» Жанны Зуевой в клевете. Частный обвинитель следователь Людмила Александрова считает, что в статье «Встать с инвалидной коляски Айжанар помогли на Кавказе, но в Степногорске дело об ее избиении прекратили» («Новая», 22.08.2013 г.) журналист распространила в отношении нее заведомо ложные порочащие сведения, соединенные с обвинением в совершении коррупционного преступления. 

В судебном заседании Ж. Зуева вину не признала: статья написала со слов матери избитой школьницы, в материале нет «категорических утверждений о профессиональной деятельности и личных качествах Александровой Л., поэтому обвинения несостоятельны». Кроме того, при подготовке материала Ж. Зуева обращалась к следователю Александровой с предложением высказать свою точку зрения по ситуации, однако получила отказ. В связи с этим журналист просит суд признать ее невиновной и оправдать за отсутствием состава преступления. 

Ноябрь, 13

«Металлург» (г. Темиртау)

13 ноября в газете «Металлург» было опубликовано обращение администрации компании «АрселорМиттал Темиртау» (АМТ). В нем АТМ обвиняет работников профсоюза угольщиков «Коргау» в подстрекательстве регрессников, устроивших поджог в здании «АрселорМиттал Темиртау». 

Председатель «Коргау» Марат Миргаязов назвал опубликованную информацию ложью и клеветой и обратился в Генеральную прокуратуру и Комитет нацбезопасности с просьбой дать ей правовую оценку. Как сообщает «Мегаполис», к редакции «Металлурга» готовится заявление в суд о клевете. 

Ноябрь, 20

Екатерина Назаренко, Ольга Вайтович, «Петропавловск.kz» (г. Петропавловск)

20 ноября Петропавловский городской суд в связи с примирением сторон прекратил разбирательство жалобы руководителя пресс-клуба Альянс Казахстанских СМИ «Закон и правосудие» (г. Астана) и директора интернет-ресурса Abiev.kz Токбергена Абиева по обвинению главного редактора газеты «Петропавловск.kz» Екатерины Назаренко и корреспондента издания Ольги Вайтович в клевете. В ходе заседания от представителя Т. Абиева поступило заявление о прекращении уголовного преследования в связи с отказом частного обвинителя от обвинения. 

Напомним, в период с  9 мая по 18 августа 2013 г. в газете «Петропавловск.kz» и на ее интернет-версии www.pkzsk.info вышли статьи «Волки в овечьих одеяниях» (часть 1, 2, 7). По этим публикациям в суд поступило 4 жалобы с требованием привлечь главного редактора и журналиста к уголовной ответственности за клевету и оскорбление. В октябре спорные публикации были удалены с сайта издания. Два обвинителя — Ш. Искандаров и К. Искандарова приняли извинения журналистов и отказались от обвинений. 

21 ноября в газете «Петропавловск.kz» было опубликовано обращение к третьему частному обвинителю — Т. Абиеву. Редакция, принося ему извинения, подчеркивает, что в спорных статьях не было утверждений, «что Абиев является лжецом, пишущим свои материалы за деньги и не заслуживающим доверия общества. У нас не было и нет фактов, что за деньги он оказывал давление на следствие по делу об убийстве Искандарова». 

2. Обвинение в клевете в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, эксперта, судебного пристава, судебного исполнителя (ст. 343 УК РК)
Ноябрь, 22

Валерий Сурганов, insidermen.kz (г. Астана)

22 ноября старший следователь отдела внутренних дел (ОВД)  ДВД г. Астаны В. Шутько возбудил уголовное дело по ст. 343 ч. 3 - «клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, эксперта, судебного пристава, судебного исполнителя».  Уголовное производство возбуждено по заявлению судьи городского суда Астаны Дании Кисиковой. Поводом стала серия статей, опубликованных на сайте  insidermen.kz в период с июня по октябрь 2013 г., о судебных процессах по делу об изнасиловании. Судья Д. Кисикова, которая участвовала в рассмотрении апелляционной жалобы осужденных, считает, что в статьях были распространены не соответствующие действительности, носящие оскорбительный и клеветнический характер сведения, направленные на ее компрометацию в связи с рассмотрением дела в суде. Так как руководитель интернет-проекта Валерий Сурганов отказался раскрыть авторов публикаций, дело было возбуждено против «неустановленных лиц». 

Позже, 26 ноября, постановлениями следователя Валерий Сурганов был признан подозреваемым в совершении двух преступлений - клевете на судью и в воспрепятствовании осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ст. 339 УК РК). 
3. Судебное прекращение и приостановление деятельности СМИ
Ноябрь, 28

«Голос Республики - калейдоскоп событий недели», 

«Республика. Деловое обозрение - дубль», «Моя Республика. Факты, события, люди»,

«Республика  - NEW - информационно-аналитический еженедельник», 

«Вся Республика», «Мой дом – Республика. Обзор событий недели», 

«Республика 2030 - Деловая газета», 

«Республиканские вести - деловое обозрение» (г. Алматы)

28 ноября Верховный суд РК отказал в возбуждении надзорного производства по пересмотру решения Медеуского районного суда Алматы, постановлений апелляционной и кассационной судебных коллегий о признании 8-ми вышеперечисленных независимых изданий и их интернет-ресурсов, включая страницы на Faсebook и twitter, «единым» СМИ «Республика» и приостановлении его деятельности на территории Казахстана.

Напомним, соответствующее решение вынесено 25.12.2012 г. судьей Медеуского районного суда Алматы Гульмирой Бейсеновой. Судебный процесс был инициирован прокурором г. Алматы, который 20.11.2012 г. обратился в суды города с исками и заявлениями о закрытии ряда независимых СМИ. 

В заявлениях прокурор сослался на вступивший в силу приговор по «делу Козлова» и психолого-филологическую экспертизу публикаций и передач телеканала  «К+», интернет-порталов «Стан-ТВ», «Республика», газет «Республика», «Голос Республики», «Взгляд», проведенную в рамках слушаний уголовного дела экспертами региональной научно-производственной лаборатории по г. Алматы Министерства юстиции Республики Казахстан. 

Эксперты обнаружили, что концептуальное содержание исследуемых объектов «направлено на возбуждение социальной розни, и инициатором этого является Аблязов М.», что в них содержится пропаганда «насильственного захвата власти и подрыва безопасности государства» и в материалах  «имеются признаки политического экстремизма, направленные на подрыв и разрушение социально-политических  основ конституционного строя Республики Казахстан и в этой связи являются причиной возникновения массовых беспорядков 16 декабря 2011 года в г. Жанаозен». 

Заключение судебной психолого-филологической экспертизы отражено в описательной части приговора по делу Владимира Козлова. В нарушение норм следствия и судопроизводства, руководителей СМИ даже не поставили в известность, что по публикациям их изданий проводится экспертиза.

22.02.2013 года апелляционная коллегия по гражданским делам Алматинского городского суда  оставила решение Медеуского районного суда без изменений.  6 июня кассационная коллегия постановила оставить без изменения решение районного суда и апелляционное постановление городского суда.

Эти судебные акты представитель изданий Сергей Уткин просил отменить в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права. В своем заявлении юрист просит надзорную коллегию вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска прокурора Алматы. Редакции не согласны с выводами суда о том, что эти печатные издания и их интернет-ресурсы являются единым СМИ. В заявлении указывается, что суд прекратил выпуск СМИ в связи с публикацией экстремистских материалов, тогда как материалы СМИ таковыми судом не признавались.

Заслушав представителя изданий, проверив материалы дела, надзорная коллегия не усмотрена оснований для возбуждения надзорного производства. 

Издания намерены подать жалобу в комитет ООН по правам человека.

4. Обвинения в нарушении порядка объявления выходных данных 
(ст. 350 КоАП РК) и нарушении периодичности выпуска издания (ст. 342 КоАП РК)

Ноябрь, 20 

«Правдивая газета» (г. Алматы)

20 ноября в 19 часов редакция «Правдивой газеты» получила два протокола об административных нарушениях, якобы допущенных редакцией. Документы составлены отделом информационной политики и мониторинга СМИ управления внутренней политики акимата Алматы.

Согласно первому протоколу, руководство газеты нарушило административный кодекс тем, что издало очередной номер на два дня ранее указанной в газете даты. Как пояснила фонду «Адил соз» ответственный сотрудник редакции Розлана Таукина, очередной номер был отпечатан 20 ноября по графику типографии, но в продажу он должен был поступить 22 ноября. На ее вопрос, откуда у чиновников новый номер, который главный редактор еще не получил и за который не расписывался, сотрудник акимата сообщил, что он взял его в типографии. По словам Таукиной, на следующий день сотрудники акимата уже утверждали, что купили газету в каком-то киоске.

Второй протокол, составленный акиматом за нарушение выходных данных, касается «неясных» выходных данных, которые были допущены во время типографского производства. Редакция газеты считает оба протокола отдела внутренней политики предвзятыми и видит в атаке чиновников политическую подоплеку.

Ноябрь, 21 

«Слово народа» (г. Алматы)

21 ноября собственник ежемесячной газеты «Слово народа» получил в акимате Алматы протокол об административном правонарушении по части 4 ст.342 КоАП РК — нарушение периодичности выпуска издания. В вину редакции ставится то, что она не выпустила сентябрьский номер. Однако, как пояснила сотрудник газеты Розлана Таукина, 16 августа этого года собственник «Слова народа» уведомил все необходимые инстанции — Министерство культуры и информации, Книжную палату РК, Национальную библиотеку о том, что решением коллектива и собственника выпуск издания будет приостановлен на три месяца — до декабря 2013 г. (на самом же деле редакция приостановила свою деятельность только на месяц, выпустив затем октябрьский и ноябрьский номера). Однако в акимате и министерстве утверждают, что эти письма-уведомления они не получали.

По мнению Таукиной, в министерстве, видимо, чиновники случайно или намеренно потеряли письма газеты для того, чтобы под благовидным предлогом запретить выпуск газеты «Слово народа». В редакции имеются подтверждения о том, что все адресаты получили письма-уведомления. Кроме того, сотрудник книжной палаты, получив уведомление газеты, звонила редакцию и уточняла данные.

По протоколу управления внутренней политики городского акимата в Специализированном межрайонном административном суде Алматы назначены судебные слушания. 
Ноябрь, 28

«Слово народа» (г. Алматы)

28 ноября в Специализированном межрайонном административном суде Алматы прошло заседание по делу газеты «Слово народа», обвиняемой в нарушении периодичности выпуска издания.

В ходе заседания редакция предоставила квитанции и уведомления АО «Казпочта» об отправке писем в Министерство культуры и информации и по другим адресатам обязательной рассылки. Суд приобщил их к материалам дела и предоставил акимату возможность доказать, что данные отправления до адресатов не дошли.

Судья Акмарал Исабаева также напомнила об ответственности за предъявляемые обвинения и вынесла определение в отношении управления внутренней политики акимата г. Алматы. В соответствии с этим определением, чиновники должны в 3-дневный срок привести протокол в соответствие с административным кодексом и доказать его законность. Также судья предложила госоргану рассмотреть вопрос об отзыве данного протокола.

5. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
вытекающие из публикации определенных сведений

Ноябрь, 11

ТК «31 канал» (г. Алматы)

В Бостандыкский районный суд Алматы поступил иск о защите чести, достоинства и компенсации морального вреда в размере 5 млн. тенге от имама Алматинской мечети Талгата Сапанова к собственнику ТОО «Телерадиокомпания 31 канал».

Поводом для иска послужили несколько сюжетов, вышедших в эфире телеканала в период с 21 по 27 августа. В них бывшая ученица духовной школы при Центральной мечети г. Алматы Жанар Борамбаева обвинила имамов в мечети и, в частности, Т. Сапанова, в нарушении морально-этических норм. Жанар требовала привлечь внимание прокуратуры Алматы к данным фактам и принять соответствующие меры к духовным наставникам.  

Первое судебное заседание назначено на 5 декабря. Консультативную поддержку ответчику оказывают юристы фонда «Адил соз» Галия Аженова и Ганна Красильникова. 

Ноябрь, 12

ТК «31 Канал» (г. Алматы)

Бывший председатель Союза кинематографистов (СК) РК Игорь Вовнянко обратился в Бостандыский районный суд Алматы с иском к ТОО «Телерадиокомпания «31 канал» и члену  (СК) Болату Шарипу. И. Вовнянко требует обязать Болата Шарипа публично опровергнуть высказывание «Откуда такое яростное желание остаться у власти? ...уже более 4-х лет Дом Кино ... отдан под гей-клуб», прозвучавшее в эфире «31 канала» в программе новостей «Информбюро». Также истец просит суд обязать телеканал показать в новостях соответствующий репортаж, содержащий публичное опровержение и извинение Б. Шарипа, и взыскать с ответчиков солидарно 100 тенге в счет возмещения морального вреда, нанесенного Союзу кинематографистов.  Требования И. Вовнянко мотивировал тем, что действиями ответчиков были опорочены честь, достоинство и деловая репутация истца.

Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что высказывание Б. Шарипа «...откуда такое яростное желание остаться у власти?...» не порочит честь и достоинство истца, а отражает личное отношение ответчика к действиям Вовнянко.

Высказывание Шарипа « ...уже более 4-х лет Дом кино ... отдан под гей-клуб» действительно не соответствует действительности, однако не порочит честь и достоинство истца как физического лица,  который не является собственником или владельцем Дома кино.

12 ноября судья Е. Бекбаев в удовлетворении требований Игоря Вовнянко отказал. 

Ноябрь, 15

«Акмолинская правда» (г. Кокшетау)

15 ноября Есильский районный суд Акмолинской области принял к рассмотрению исковое заявление о защите чести, достоинства и возмещении морального вреда в размере 3 млн. тенге от Людмилы Печенкиной и ее дочери Татьяны к редакции газеты «Акмолинская правда», журналисту Нине Митчиновой, жителям села Ковыльное Есильского района Валерию Гаюну и Айсулу Сабировой.

Поводом стала статья «Dura lex, sed lex — закон суров, но закон есть закон» от 5 сентября о квартирном споре между Печенкиными и семьей Гаюна и Сабировой.  Истцы считают, что распространенные в статье сведения не соответствуют действительности и порочат их. Помимо взыскания морального вреда, они требуют обязать редакцию опубликовать опровержение порочащей информации, обязать В. Гаюна и А. Сабирову принести им извинения. 

Первое заседание назначено на 2 декабря.

Ноябрь, 07

«Подробности» (г. Жезказган)

ТК «Дидар» (г. Жезказган)

7 ноября суд г. Жезказгана отказал в удовлетворении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации ТОО «ЖезказганЭнергоСбыт». Ответчиками по иску выступали редакция газеты «Подробности», телеканал «Дидар», председатель ОО «Аксакалдар алкасы» Умирзак Оспанов, руководитель Жезказганской ветеранской организации Мыркы Акпанбетов, председатель ОО «Байконур» Аманжол Даукенов. 

Напомним, поводом для иска стали статьи «За будущее Жезказгана» («Подробности», 2011 г.), в которой критикуется деятельность ТОО, объявления, вышедшие в эфире телеканала «Дидар» и обращения руководителей ОО в различные инстанции по поводу повышения поставщиком тарифов на электроэнергию.  «ЖезказганЭнергоСбыт» просил суд обязать ответчиков  опубликовать опровержение порочащих сведений и взыскать с них 1 млн. тенге в счет возмещения морального вреда. 

Ноябрь, 25 

«Замана» (г. Шымкент)

Преподаватель одного из вузов Шымкента Нариман Нурпейисов обратился в Енбекшинский районный суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации к газете «Замана». Поводом к иску послужила статья от 22 июля 2013 года «Мы испытали шок, когда агай попросил у дипломников по 70 тысяч», написанная по письму группы студентов. В публикации упоминался преподаватель по имени Нариман. Несмотря на то, что ни фамилии этого сотрудника вуза, ни названия учебного заведения в материале указано не было, Н. Нурпейисов посчитал, что в статье речь идет именно о нем. По словам истца, он испытал моральные, нравственные и физические страдания, которые оценил в 10 миллионов тенге. Кроме того, в ходе судебного разбирательства истец дополнил свои требования, предъявив претензии к еще одному материалу — «Жалоба на декана», опубликованному в «Замане» 10 декабря 2012 года. Статья также была подготовлена на основании письма студентов факультета филологии Южно-Казахстанского областного государственного педагогического института.

На заседании суда 22 ноября 2013 года стороны пришли к мировому соглашению на условии, что в газете «Замана» будет опубликовано: «Опубликованные в материалах сведения не имеют отношения к профессорско-преподавательскому составу Южно-Казахстанского государственного педагогического института».
Ноябрь, 29

Леонид Юрьев, «Мегаполис» (г. Алматы)

Медеуский районный суд Алматы прекратил рассмотрение иска о защите чести и достоинства ТОО «Спортивно информационное агентство Sports.kz» к спортивному обозревателю газеты «Мегаполис» Леониду Юрьеву.  Производство прекращено по заявлению ТОО об оставлении иска без рассмотрения.

Напомним,  портал Sports.kz обратился в суд за высказывание, которое Юрьев опубликовал на своей личной страничке в сети Facebook: портал Sports.kz «лет за 6 скопип***ил не менее 1000 моих материалов». Истец посчитал, что журналист  необоснованно обвинил информационное агентство в плагиате, причинив тем самым ущерб «принадлежащей истцу нематериальному благу деловой репутации». Sports.kz просил суд  взыскать с журналиста 1 миллион тенге за причиненный моральный вред.

Ноябрь, 09

Людмила Батюшкина, ТК «Пятый канал» (г. Караганда)

В редакцию ТК «5 канал» пришли разгневанные родители членов детского ансамбля «Росинка» с претензией. По их словам, 9 ноября телеканал выдал неверную информацию: в сюжете журналиста Людмилы Батюшкиной прозвучало, что на республиканском конкурсе «Ак когершин», который проходил в Алматы, победил карагандинский ансамбль «Улыбка». На самом деле в конкурсе первое место занял образцовый хореографический ансамбль «Росинка». Родители потребовали от телеканала опровержения, при этом пригрозили: «В противном случае будем разбираться в суде!».  

Ноябрь, 27

«Уральская неделя» (г. Уральск)

27 ноября пресс-служба «Каспий банка» обратилась к главному редактору газеты «Уральская неделя» Лукпану Ахмедьярову с требованием опубликовать опровержение на интервью Ермека Нарымбаева, которое было опубликовано в газете 14 ноября. В своем интервью Ермек Нарымбаев критически отозвался о деятельности вышеназванного банка. Главный редактор публиковать опровержение отказался, но предложил сотрудникам банка опубликовать в газете позицию АО «Каспий банк». 

Ноябрь, 30

«Колос» (Аккайынский район Северо-Казахстанская область)

В суд Аккаинского района Северо-Казахстанской области с иском о защите чести и достоинства в редакции газеты «Колос» обратился житель районного центра Смирново гражданин Коркин. Он просит суд обязать редакцию опубликовать извинения и взыскать 200 тысяч тенге в счет возмещения морального вреда. 

Поводом для иска послужила статья «Кому нужна вода», в которой представитель местного водоснабжающего предприятия говорил о задолжниках по оплате за их услуги, в том числе о «неком Коркине».  Истца  оскорбило, что его назвали «неким», и он также заявляет, что не соответствуют действительности сведения о том, что он  выгнал контролеров. Редакция с иском не согласна, так как все, к чему предъявляет претензии житель райцентра, было озвучено представителем предприятия. 

6. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
вытекающие из публикации взглядов, мнений, оценочных суждений

Ноябрь, 14

Георгий Ланской, «Квартал» (г. Петропавловск)

Кабиден Калиев, ГУ «Управление природных ресурсов и регулирования природопользования Северо-Казахстанской области»

Предприниматель Николай Цимбал обратился в суд № 2 Петропавловска с иском о защите чести и достоинства к работнику управления природных ресурсов и регулирования природопользования Северо-Казахстанской области Кабидену Калиеву и самому управлению. В качестве третьего лица к процессу привлечен корреспондент газеты «Квартал» Георгий Ланской. Поводом для иска стала критическая статья «А щепки все летят» от 20.06.2013 г., в которой говорилось о состоянии экологии в регионе. Материал был написан на основании   интервью К. Калиева. 

Н. Цимбал считает, что ответчики через СМИ распространили ложную, оскорбляющую честь, достоинство и деловую репутацию информацию как в отношении его, так и в отношении лесопользовательского предприятия, руководителем которого он является. Истец просит взыскать с управления и Калиева моральный вред в размере 800 тыс. тенге.

Ответчики иск не признали, заявив, что все распространенные сведения являются достоверными, касаются предприятия-лесопользователя и никакого отношения к Н. Цимбал не имеют. 

Заслушав мнения сторон, изучив материалы дела суд в требованиях истцу отказал  на том основании, что сведения, «которые отражены в отношении ТОО «НПТСО «Кугуар», в судебном заседании нашли свое подтверждение», а остальные спорные фрагменты статьи являются выражением личного субъективного мнения, то есть оценочными суждениями К. Калиева и журналиста Ланского. 

Ноябрь, 14

Ольга Воронько, «Время» (г. Павлодар)

Екатерина Васильченко, «Наша жизнь» (г. Павлодар)

Житель Павлодара Сергей Шлычков обратился в Павлодарский городской суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации к  журналисту Ольге Воронько, редактору газеты «Наша жизнь» Екатерине Васильченко. Поводом послужила статья «Великий слепой», опубликованная в газете «Время» 26.12.2012 г., в которой рассказывается о недовольстве людей с ограниченными возможностями методами, которыми инвалид по зрению С. Шлычков добивается  льгот.  Истец считает распространенные сведения порочащими и не соответствующими действительности. Кроме этого, претензии Шлычкова касаются заголовка статьи и напечатанной без его разрешения фотографии истца и его мамы. Сергей Шлычков просит взыскать с ответчиков 100 тыс. тенге в счет возмещения морального вреда. 

Ответчики с иском не согласились. Так как статья была опубликована в газете «Время», требования должны быть предъявлены этому изданию, а не газете «Наша жизнь». Кроме этого, истцом не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора. О. Воронько и Е. Васильченко просят суд отказать Шлычкову в исковых требованиях.

На заседании 14 ноября истец обратился в заявлением о возврате искового заявления и просьбой оставить дело без рассмотрения. Суд ходатайство удовлетворил.

Ноябрь, 25

Мэлс Елеусизов, «Табигат» (г. Алматы)

Управление природных ресурсов и регулирования природопользования Алматы обратилось в Специализированный межрайонный экономический суд города с иском о защите деловой репутации к экологическому союзу «Табигат». Поводом послужила пресс-конференция по поводу массовой вырубки деревьев, на которой руководитель экосоюза Мэлс Елеусизов сказал, что вырубка деревьев в Алматы производится в интересах компании, производящей древесные гранулы для отопления. 

Управление просит суд признать распространенные сведения порочащими и не соответствующими действительности, обязать ответчика опровергнуть их «путем публичного объявления, а также проведения пресс-конференции» в Нацпресс-клубе и взыскать с экологического союза 15 млн. тенге в счет возмещения материального ущерба управления природных ресурсов. 

7. Требование о защите права на  собственное изображение 

Ноябрь,10

Николай Кравец, ТК «Первый Карагандинский канал» (г. Караганда)

Карагандинский композитор Людмила Мельникова обратилась в ТК «Первый Карагандинский канал» с требованием принести ей публичные извинения. Основанием стал блиц-опрос, во время которого тележурналист Николай Кравец ходил по городу с фотографией  композитора и задавал горожанам вопрос, кто это. Однако не все карагандинцы смогли узнать на фотографии композитора, о чем заявляли на камеру. Л. Мельникова была шокирована тем, что ее фото прошло через десятки рук, и что на это она не давала журналисту никакого разрешения. Когда композитор выразила Николаю Кравцу свои претензии, то услышала в ответ, что данный блиц-опрос среди горожан был проведен по заданию редакции с целью определения степени популярности казахстанских композиторов. Приносить извинения Л. Мельниковой  ТК «Первый Карагандинский канал»  отказался. 

Ноябрь, 12 

«Уральская неделя» (г. Уральск)

12 ноября житель Бокейординского района Западно-Казахстанской области обратился в редакцию газеты «Уральская неделя» с требованием опубликовать опровержение на фоторепортаж «Граница испытаний», который был опубликован в мае 2013 года на сайте uralskweek.kz. В этом фоторепортаже были опубликованы фотографии 12 детей Бокейординского района, которые родились с врожденными патологиями. В числе этих детей была опубликована фотография 10-месячного Жаслана И., который родился со сросшимися пальцами на руках и ногах. В своем фоторепортаже журналисты издания связывали рождение детей с патологиями с воздействием военного полигона «Капустин Яр», который занимает часть Бокейординского района. 

Отец Жаслана в своем письме в редакцию газеты сообщил, что после публикации фоторепортажа его супруга не вынесла нравственных страданий и спустя 2 месяца после публикации покончила с собой. Овдовевший мужчина потребовал публикации опровержения и обвинил журналистов в доведении его супруги до самоубийства. 

Редакция отмечает, что при подготовке материала мать Жаслана не возражала против съемок ее ребенка и рассказала журналистам об истории болезни своего сына. Спустя 4 дня после публикации статьи ее муж приехал в редакцию и потребовал убрать снимок его жены и сына с сайта газеты. Тогда редакция выполнила его требование. 

8. Обвинение в нарушении журналистской этики

Ноябрь, 08

Все СМИ

29 октября СМИ, освещая заседание в правительстве, посвященное приоритетным направлениям развития образования и науки, процитировали высказывание главы «Казкосмоса» Талгата Мусабаева, который подверг критике выпускников программы «Болашак». В числе прочего он сказал: «Нам нужны магистранты, а у них слабый уровень подготовки: из-за того, что английский язык выучили в пивбаре, они лучше специалистами не стали. А нам все время «Болашак» да «Болашак»…».

Неделю спустя во время встречи со студентами Евразийского национального университета он обвинил СМИ в нарушении журналистской этики: «Говоря о программе «Болашак», я говорил в узком кругу на заседании правительства, я не знал, что меня, как обычно, подслушивают. Подслушали, выхватили фразу, прибавили свои слова и исказили. Я говорил, что надо отбирать толковых людей, а не посылать просто потому, что там чей-то родственник. Потом получаем результат такой».  

Ноябрь, 18

Злата Удовиченко, «Время» (г. Уральск)

Руководство ДВД Западно-Казахстанской области (ЗКО) обратилось с жалобой к руководству газеты «Время» на собкора издания Злату Удовиченко. Поводом стала ее публикация, в которой сообщалось об избиении молодого человека сотрудниками полиции. Руководство ДВД ЗКО возмутилось тем, что журналист, якобы, не выслушала мнение полиции. Однако, по словам Златы Удовиченко, при написании материала она неоднократно обращалась в полицию с просьбой прокомментировать ситуацию, но каждый раз получала отказ. Позже корреспонденту фонда «Адил Соз» слова Златы подтвердил начальник криминальной полиции ДВД ЗКО Сергей Шевченко. Он сказал, что журналист действительно обращалась к ним за комментарием. Вместе с тем Сергей Шевченко заявил, что не намерен общаться с прессой и со Златой Удовичеко особенно.

Ноябрь, 14

Сауле Тасбулатова, «Ак Жайык» (г. Атырау)

31 октября в газете «Ак Жайык» была опубликована статья  Сауле Тасбулатовой «Крыша поехала» о том, что в селе Байгитобе Макатского района Атырауской области в новой школе сильным ветром снесло часть крыши. В статье упоминался подрядчик, сдавший в 2010 году объект — ТОО «АтырауКапСтрой».

После выхода материала в редакцию пришло письмо директора ТОО «АтырауКапСтрой» А. Кенжегалиевой, в котором она упрекнула издание в необъективности и ангажированности. Директор ТОО сообщила, что школу строило алматинское ТОО «ПМК», а «АтырауКапСтрой» достраивал объект.

Редакция считает, что все претензии нужно адресовать не газете, а управлению строительства Атырауской области, куда журналисты при подготовке материала направляли запрос. В ответе управления было указано, что подрядчиком при строительстве было ТОО «АтырауКапСтрой». Алматинская компания в письме не упоминалась.

III. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
1. Общественно-политические события, 
определяющие развитие ситуации со свободой слова

Ноябрь, 15

Все СМИ

Первый заместитель председателя Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Андрей Лукин в кулуарах международной конференции «Актуальные проблемы противодействия коррупции и обеспечения экономической безопасности» сообщил журналистам, что в рамках рекомендаций Организации экономического сотрудничества развития (ОЭСР) уголовное наказание за клевету в новом Уголовном кодексе РК может быть отменено: «...группа экспертов вынесла еще порядка 37 рекомендаций для нас, вытекающих из конвенций. Одна из них - исключить уголовную ответственность за клевету. Это у нас также нашло отражение в наших планах, закреплено в отраслевой программе противодействия коррупции». 

Как отметил А. Лукин, «в случае принятия данного решения честь и достоинство граждан, подавших иск за клевету, будут защищаться уже в плоскости гражданско-правовых отношений».

Ноябрь, 11

11 ноября в ходе  еженедельного брифинга на базе Службы центральных коммуникаций при Президенте РК  министр культуры и информации Казахстана Мухтар Кул-Мухаммед  подчеркнул, что, согласно закону «О СМИ», казахоязычный контент в любом электронном СМИ должен составлять не менее 50%: «Это норму нужно соблюдать неукоснительно всем, кто работает в нашей сфере, хочу подчеркнуть, кто и впредь хочет работать в медиасфере.

(…) Я не горю желанием кого-то сегодня наказывать, это не самый лучший способ. Но и спокойно наблюдать за нарушением законодательства тоже не собираюсь. Мы дважды пригласили всех руководителей телеканалов и предупредили, что норму закона надо соблюдать. (…) 22 октября состоялся такой последний разговор, тогда мои коллеги-нарушители клятвенно заверили, что ситуацию они исправят до 1 декабря. Мы не раз шли на уступки нашим коллегам, и в этот раз тоже. Теперь по всем нарушителям будут приняты соответствующие меры, вплоть до отзыва лицензии». 
Ноябрь, 27

27 ноября в Алматы прошла шестая ежегодная конференция по вопросам развития СМИ Казахстана «Медиа Курултай». Тема конференции - «Трансформация: контент, технологии, монетизация». В мероприятии приняли участие более 200 представителей  медиарынка, правозащитных организаций и госорганов.  Обсуждались процессы  развития технологий в СМИ, изменение предпочтения аудитории, распределение госсзаказа, перераспределение рекламных бюджетов и многое другое. 

Председатель Комитета информации и архивов Министерства культуры и информации Болат Кальянбеков высказался  за госфинансирование СМИ, но многие представители масс-медиа его точку зрения не разделили. Чиновник в своем выступлении в ходе панельной дискуссии «Медиа в эпоху перемен» отметил, что «свобода слова - понятие относительное: кому-то ее много, а кому-то мало». 

На Медиа Курултае, завершившемся 28 ноября, было принято обращение к депутатам Мажилиса Парламента Республики Казахстан о необходимости отмены уголовной ответственности за клевету и оскорбление. 
Ноябрь, 27

Интернет

Комитет ООН по правам человека единогласно одобрил проект резолюции о защите пользователей интернета от вмешательства в частную жизнь, в том числе со стороны спецслужб. Документ будет направлен на голосование в Генеральную ассамблею ООН, которая, как ожидается, пройдет в декабре этого года. 

«Впервые в рамках  ООН  принята  резолюция, которая однозначно заявляет, что те же права, которые  человек  имеет в офлайновой среде, должны защищаться и в онлайновой среде», — заявил на заседании  комитета  посол Германии в  ООН  Питер Виттиг.

Резолюция   призывает  правительства стран мира пересмотреть процедуры, практику и законодательство, регулирующее электронную слежку, и «создать или поддерживать существующие независимые, эффективные механизмы внутреннего надзора, обеспечивающие необходимую прозрачность и подотчетность осуществляемой государством электронной слежки, перехвата сообщений и сбора персональных данных».

Резолюция не является юридическим документом, носит исключительно рекомендательный характер.
Ноябрь, 14

Электронные СМИ

18 ноября Комитет информации и архивов Министерства культуры и информации (МКИ) РК озвучил результаты конкурса по распределению радиочастот (радиочастотных каналов) для целей телерадиовещания в Республике Казахстан. На конкурс выставлялись радиочастоты FM диапазона в 19 крупнейших  городах Казахстана.

В пресс-релизе МКИ сообщается, что от участия в конкурсе в связи с несоответствием  заявок требованиям к документации были отклонены 10 претендентов - ТОО «Корпорация ТЕНГРИ плюс», ТОО «FOCUS Media Kazakhstan», ТОО «R-Production», ТОО «Юмакс», ТОО «Lafa Fm Актобе», ТОО «Grand FM», ТОО «ТРК "Радиосити», ТОО «Радиостанция «Ля-Минор», ТОО «Сета», ТОО «TV.KZ-4». 

Допущены к участию в конкурсе заявки ТОО «Рекорд Казахстан», ТОО «Телерадиокомпания «Сфера», ТОО «Lafa Fm Актобе», ТОО «Елорда Тынысы», ТОО «Первое коммерческое телевидение», ТОО «Информцентр», ТОО «Промоджет», ТОО «Радио-ТЕКС».

МКИ сообщает: открытым голосованием победителем конкурса признан ТОО «Елорда Тынысы», представивший лучшие творческие, технические и финансовые предложения по всем радиочастотам, выставленным на конкурс (кроме г. Темиртау). По итогам голосования по частоте 103,7 MГц (по г. Темиртау) победитель не был определен.

Таким образом, как сообщает в своем блоге исполнительный директор Национальной Ассоциации телерадиовещателей (НАТ) РК Шолпан Жаксыбаева, эта компания в третий раз получила право вещания на всю страну. 7 ноября Ш. Жаксыбаева на заседании правительственной комиссии по телерадиовещанию выступила категорически против того, чтобы в одни руки отдавались 18 частот. Исполнительный директор НАТ РК выразила тревогу тем, что члены комиссии собственноручно создают очередную медиа-империю.

2. Действия и выступления должностных лиц, определяющие фактическое положение средств массовой информации и состояние свободы слова

Ноябрь, 14

Министр культуры и информации РК Мухтар Кул-Мухаммед на брифинге в Службе центральных коммуникаций в Астане сказал, что в целом доволен уровнем казахстанской журналистики:  «В стране выросла молодая плеяда казахских журналистов, которые овладели всеми средствами, методами, оборудованием, техникой, языком. Они получили образование на Западе и подняли на качественно новый уровень отечественную журналистику. Поэтому я в целом доволен уровнем их работы».

Отвечая на вопросы о распределении госзаказов и о том, навязывает ли министерство СМИ свою политику и тему, М. Кул-Мухаммед сказал: «Мы не говорим, чтобы кто-то менял свою редакционную политику. На деле чаще выходит, что негосударственные СМИ выполняют ту же функцию, что и государственные, причем нередко даже лучше их. Такие инициативы всегда поддерживаются государством, и эти СМИ участвуют в тендерах».

Ноябрь, 01

Все СМИ 

На пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций в Астане аким г. Алматы Ахметжан Есимов  отметил, что благодарен журналистам за критический настрой: «У нас самые активные журналисты - в Алматы, вся «цветная пресса» - тоже в Алматы, народ очень активный. Меня часто критикуют, и, кстати говоря, это дает мне возможность находиться всегда в форме: мало спать, раньше просыпаться». А. Есимов отметил, что внимательно следит за всем, что пишут о нем в прессе и социальных сетях. По его словам, он не всегда и не во всем соглашается с интернет-пользователями, однако понимает, что должен знать мнение граждан. 

Ноябрь, 14

14 ноября в ходе рабочей встречи с президентом РК  министр культуры и информации М. Кул-Мухаммед сообщил, что на сегодняшний день в стране зарегистрированы 2105 реально действующих СМИ. В их числе 1360 газет, 511 журналов, 49 радиостанций, 71 телекомпания. 

Ноябрь, 20

Все СМИ

В ходе поздравления редакции газеты «Алматы ақшамы» с 25-летним юбилеем  аким Алматы  Ахметжан Есимов отметил, что Алматы является крупным медиа-центром, как в Казахстане, так и во всей Центральной Азии: «Согласно данным рейтингового агентства Gullap Media GROUP, Алматы выдает 70% информации на медиарынке страны».

Ноябрь, 20

Председатель Верховного суда РК Кайрат Мами в ходе VI Съезда судей в Астане  выразил неудовлетворение тем, как в Казахстане освещаются судебные процессы: «Приходится констатировать, что сегодня репортажи из зала судебных заседаний порой ведут журналисты, не обладающие опытом освещения правовой тематики. Нередко организуются явно заказные репортажи, в которых односторонне и предвзято трактуется ход и результаты судебного процесса». В связи с этим к. Мами считает, что актуальным будет формирование пула судебных репортеров. 

Ноябрь, 21

СМИ Атырауской области

В Атырау в ходе круглого стола «Государственная служба и СМИ» руководитель департамента по делам госслужбы Атырауской области, председатель областного Дисциплинарного совета Мухит Избанов сообщил, что теперь в состав аттестационных комиссий при приеме на госслужбу будут входить представители общественных организаций и СМИ. 

Ноябрь, 25

Все СМИ

Заместитель начальника управления по борьбе с экстремизмом МВД РК Дархан Разуев в ходе республиканской научно-практической конференции «Государство и религиозные объединения: проблемы и перспективы взаимодействия» обратился к электронными СМИ с просьбой прекратить демонстрацию ролика о казахстанцах, воюющих в Сирии, поскольку он играет на руку идеологам терроризма: «В условиях современного развития средств передачи информации создать полную информационную блокаду террористов на сегодня невозможно, поэтому вполне реальной становится опасность манипулирования еще и СМИ со стороны террористических и экстремистских группировок. Данный пример был наглядно продемонстрирован недавно, когда на интернет-ресурсах был опубликован видеоролик с обращениями наших граждан, воюющих в Сирии, это имело большой общественный резонанс.

Проблема в том, что данный ролик начал играть негативную роль, когда СМИ начали его демонстрировать: здесь уже пошла, можно сказать, пропаганда экстремистских идей, на что и рассчитывали, наверное, создатели этого ролика».

По мнению Дархана  Разуева, сегодня остро встает вопрос создания действенного механизма взаимодействия государства со СМИ, с религиозными объединениями, с НПО:  «Необходимо использовать потенциал СМИ для нейтрализации потока экстремистской и террористической пропаганды, (…) но, по нашему мнению, более продуктивней было бы, если бы со стороны самих СМИ был бы разработан во взаимодействии с госорганами и принят свод правил, закрепляющих этические принципы профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и экстремизма, а также контртеррористические операции государства».

Ноябрь, 29

Александр Баранов, «Городская неделя» (г. Павлодар)

Корреспондент газеты «Городская неделя» Александр Баранов целый месяц безуспешно обращается в пресс-службу акимата Павлодара и в приемную городского отдела строительства с просьбой о встрече с руководителем ведомства Ертаргыном Шахманом, чтобы получить ответы на многочисленные вопросы читателей. Ни подчиненные, ни пресс-служба разыскать чиновника за это время не смогли.

Ноябрь, 29

СМИ г. Зыряновска

29 ноября  журналисты газет «Пульс Зыряновска», «Рудный Алтай», «Мой город Зыряновск» и оператор ТРК «Алва», придя в акимат Зыряновска на совещание по благоустройству города к Новому году, узнали, что в это же время в другом зале акимата проходит заседание с участием зам. акима Восточно-Казахстанской области Айтказы Шерубаевым о подготовке к зиме коммунальных служб. На него никто из СМИ приглашен не был. Журналисты полагают, что отдел внутренней политики Зыряновска сделал это намеренно, поскольку на совещании по коммунальным вопросам было затронуто немало проблем, которые городские власти не хотели бы делать достоянием общественности. 

Ноябрь, 29

ТК «Ирбис» (г. Павлодар)

В связи с многочисленными жалобами горожан на неудовлетворительную работу подрядчиков, ремонтирующих дворы, новостная редакция телеканала «Ирбис» с начала ноября неоднократно обращалась к и.о.начальника отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Павлодара Данияру Акылбекову с просьбой проинформировать о ходе ремонтных работ. Однако под разными предлогами чиновник от общения со съемочной группой отказывался. В результате редакции ТК пришлось направлять письменный запрос и довольствоваться письменным ответом.  

Ноябрь, 29

Александр Лесиков, «Колос» (Аккаинский район, Северо-Казахстанская область)

Как сообщает корреспондент газеты «Колос» Александр Лесиков, часто госслужащие отказывают в комментариях журналистам районных газет, ссылаясь на то, что это  несолидно. Так, бывший зам. акима Аккаинского района Северо-Казахстанской области, к которому журналист  обратился с вопросом, что он может сказать о судьбе тенге, ответил, что он в таких мелких рубриках не участвует.

Ноябрь, 30

СМИ Акмолинской области

Пресс-служба акимата Акмолинской области информировала журналистов о том, что по указанию руководства на любые совещания представители СМИ, не прошедшие деловой дресс-код и без бейджиков, допускаться не будут. Стандарт делового дресс-кода пресс-служба пока не определила.

Ноябрь, 15

Как сообщила пресс-служба АО «Казтелерадио», до конца этого доступ к цифровому телевидению получат более 50% населения республики. Это порядка 2,4 млн. семей в 2000 населенных пунктах: «До конца 2013 г. жители городов Актау, Актобе, Атырау, Костанай, Кокшетау, Кызылорда, Павлодар, Петропавловск, Талдыкорган (РТС Большой Шаган), Тараз, Шымкент, Уральск, Усть-Каменогорск и прилегающих к ним населенных пунктов могут смотреть отечественные телеканалы в цифровом формате». 

Ноябрь, 14

Татьяна Спицына, «Взгляд на события» (г. Караганда)

В газете «Взгляд на события» вышла статья Татьяны Спицыной о внеочередном заседании городского маслихата, на котором рассматривался вопрос о повышении тарифа на проезд в общественном транспорте с 50 до 80 тенге. В своем материале журналист написала, что аким Караганды Смагулов в кулуарах заседания поделился мнением с проректором КарГУ им. Букетова о том, что проблемы студентов с оплатой проезда в состоянии решать их родители. Выпускающий редактор газеты Сергей Перхальский  разместил материал на первой полосе, сопроводив его снимком Президента с надписью: «Надо позаботиться о компенсации студентам расходов на проезд». Внизу полосы было размещено фото акима города с надписью: «Пусть о студентах позаботятся их родители».

После выхода номера в свет пресс-секретарь городского акимата Ольга Кабаргина стала требовать от руководства издания извинений и опровержения слов, сказанных акимом города. Руководители издания согласились с ней и приняли решение опубликовать в следующем номере на первой полосе опровержение, а журналиста Татьяну Спицыну – отстранить от работы на две недели. После данного конфликта Татьяна Спицына, проработавшая в издании 9 лет, уволилась по собственному желанию.

Ноябрь, 22

СМИ Западно-Казахстанской области

Пресс-служба акимата Западно-Казахстанской области сообщила, что на базе телеканала «Казахстан-Орда» подготовлена мини-студия, из которой каждый вторник в прямом эфире госслужащие, начальники управлений и акимы районов будут отвечать на вопросы журналистов. «Так мы хотим на региональном уровне организовать взаимодействие с прессой и телевидением на примере службы центральных коммуникаций при президенте РК. Так мы говорим, что мы открыты и доступны. Очередность спикеров будет зависеть от запросов журналистов и происходящих событий в регионе. К тому же не каждый журналист может поехать, скажем, в Букейординский район за 600 километров, а к акиму наверняка есть вопросы», - сказал пресс-секретарь акима области Думан Мухаммедкарим.

3.  Изменения и проекты изменений действующего законодательства, 

определяющие правовое положение средств массовой информации 

Ноябрь, 25 

Все СМИ 

25 ноября вступил в силу закон «О персональных данных и их защите». Разработчик закона Министерство внутренних дел считает, что целью закона является обеспечение защиты прав и свобод граждан при сборе и обработке их персональных данных. 

По мнению правозащитников и СМИ, данный закон, в соответствии с которым персональные данные защищаются как государственные секреты, а лицо, опубликовавшее их, может быть привлечено к ответственности, может стать препятствием для работы журналистов. 

4. Действия в защиту гражданских и профессиональных прав СМИ и журналистов

Ноябрь, 13

13 ноября в Национальном пресс-клубе Алматы прошла пресс-конференция «О международной солидарности журналистов в поддержку свободы прессы в Казахстане». Ее спикеры — вице-президент Европейской федерации журналистов Надежда Ажгихина (Россия) и лидер республиканского штаба по защите прессы в Казахстане Амиржан Косанов говорили об объединении усилий и  солидарности  журналистов в борьбе за  свободу  слова.

Н. Ажгихина считает: «У нас одинаковые проблемы со  свободой  слова,  журналисты  так же гибнут и каждый день подвергаются опасности, но мы можем решать наши проблемы сообща». В свою очередь А.  Косанов сообщил о готовности тесного сотрудничества с  международными  организациями. 

Ноябрь, 15

Все СМИ

14-15 ноября в Астане прошел первый международный Медиа форум Ассамблеи народов Казахстана, приуроченный к Международному дню толерантности. На мероприятии,  в котором участвовали журналисты казахстанских и зарубежных СМИ, депутаты Парламента РК и члены Ассамблеи народов Казахстана, обсуждались новые и традиционные подходы к освещению межэтнических вопросов в СМИ.

На форуме были проведены 5 панельных дискуссий, в ходе которых были приняты соглашения о сотрудничестве между клубами журналистов, обсуждены методы подачи конфессиональных вопросов в Интернете и социальных сетях и многие другие вопросы, касающиеся этножурналистики. Участники форума выработали несколько предложений, касающихся работы СМИ по освещению межэтнических вопросов. К примеру, запретить в материалах на криминальную тему или о каких-либо конфликтах называть национальность участников инцидента, подготовить блогеров для освещения межэтнических отношений в социальных сетях, основать международный клуб журналистов-экспертов по этническим вопросам. 

Ноябрь, 29

Казнет

29 ноября в Алматы состоялась 11-ая церемония награждения «Национальной интернет-премии AWARD-2013».  Ежегодный конкурс проводится с целью выявления наиболее весомых в художественном, технологическом и социально-культурном плане ресурсов казахстанского сегмента сети Интернет. Главная задача — содействие становлению и развитию интернета в республике как новой среды для творчества, отдыха и профессиональной деятельности.  К участию в конкурсе допущены интернет-проекты, связанные с Казахстаном. В состав жюри входят специалисты из разных стран мира в области разработки и продвижения сайтов.

В номинации «Масс-медиа» принимали участие 68 интернет-ресурсов. По итогам конкурса победителями стали  www.Tengrinews.kz  (1 место),  www.Kinozavr.kz (2 место),  www.Forbes.kz (3 место).

5. Требования и иски СМИ и журналистов о защите своих гражданских 
и профессиональных прав 

5.1. Требования о защите авторских прав

Ноябрь, 05

ИА «Интерфакс-Казахстан»

Информационное агентство «Интерфакс-Казахстан»  разместило на своем сайте заявление, в котором напомнило о том, что «вся информация в открытом доступе, размещенная на сайте www.interfax.kz, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения агентства «Интерфакс-Казахстан». 

В случае нарушения законодательства республики об охране авторских и смежных права, агентство оставило за собой право обратиться в судебные органы по фактам несоблюдения договорных обязательств и нарушения авторских прав. 

Аналогичную позицию по данному вопросу занимают информационные агентства КазТАГ и Kazakhstan Today. 
5.2. Требования о предоставлении информации

Ноябрь, 22

Денис Данилевский, «Flash!» (г. Усть-Каменогорск)

23 августа редактор газеты «Flash!» Денис Данилевский обращался к начальнику  Управления здравоохранения Восточно-Казахстанской области Вадиму Овсянникову с запросом, в котором просил ответить на ряд вопросов о ситуации, сложившейся в системе здравоохранения области. Не получив никакого ответа в положенный по закону «О средствах массовой информации» срок, редактор обратился в областную прокуратуру по поводу непредоставления информации и с просьбой привлечь В. Овсянникова к ответственности.

22 ноября прокуратура направила ответ на заявление Д. Данилевского, в котором сообщила, что  изложенные факты не нашли подтверждения. Как следует из письма прокуратуры, ответ на запрос Данилевского был подготовлен управлением спустя 6 дней. «В ходе проверки установлено, что никто из сотрудников редакции в Управление за ответом на Ваше письмо от 23.08.2013 года до настоящего времени не обращался. При таких обстоятельствах в действиях руководителя Управления Овсянникова В.А. факта необоснованного отказа в получении Вами информации, предоставление которой предусмотрено законодательством, задержка ее либо передача недостоверной или неполной информации не усматриваются, в связи с чем, оснований для внесения актов прокурорского реагирования не имеется», - говорится в ответе заместителя прокурора области Н. Бижанова.

Мониторинг подготовлен по сообщениям СМИ 
и корреспондентов Фонда «Адил соз».

Координатор мониторинговой службы фонда «Адил соз»

Елена Цой

e-mail: lena@adilsoz.kz
Руководитель юридической службы фонда «Адил соз»

Ганна Красильникова

e-mail:  ganna@adilsoz.kz
По всем вопросам мониторинга вы можете также обратиться 
info@adilsoz.kz

3

